Обратно, на страницу самоделок


Руль компьютерный (беспедальный и жестяной)

 

Вкратце
Руль типа "штурвал" на гейм-порт. Имеет две степени свободы - "колонка руля" может наклоняться вперед-назад а сам он поворачивается (наклоняется) вправо-влево - на манер самолетного, что ли...
Для крепления на столе зажимается в маленьких тисках... В общем, этот момент я так и не решил до конца... Также отсутствуют пружины, которые возвращали бы руль в исходное положение - опционально можно использовать аптекарскую резинку или ее эквивалент от трусов, скажем... ;-)

Cхема электрическая, ну очень принципиальная (итак все знают)
Гейм-порт реагирует на изменение электрического сопротивления между контактами +5V и каждой из "осей" джойстика. Поэтому если мы поворачивая руль изменяем, например, сопротивление резистора Rx, гейм-порт "чувствует" это изменение на контакте X1 и, соответственно, ваш самолет, например, заваливается на левый борт, тем резче, чем сильнее изменилось сопротивление.
Замечание - поскольку угол наклона "колонки" штурвала не превышает обычно 30-40 градусов, а переменные резисторы почти всегда вращаются примерно на 270 градусов, резистор Ry целесообразно взять, скажем, 200-300 кОм, и использовать его только на малом участке от 0 до 50 кОм.

Порядок изготовления (как делал я)
Читая следующие абзацы почаще глядите на фотографии (поскольку специальных чертежей я не рисовал) - это поможет лучше понять, какие детали и способы их крепления я имею в виду.

В качестве основания взята небольшая продолговатая железяка (по-моему деталь шасси какого-то разобранного монитора) - к ней прикреплен переменный резистор оси Y на 200 кОм (он маленький, но с длинной осью) - за основу он цепляется "лапками", хотя лучше было привинтить его собственной гайкой, но не было подходящей дыры.

"Колонка" и "Планка" руля - из полосок жести длиной 15 и 20 см соответственно, шириной около 4 см. Для придания этим элементам прочности края загибаются на 2-3 мм, потом еще раз, в третий раз они загибаются только на 90 градусов - получается этакий швеллер, или как там называется половинка двутавра... (Эти элементы выглядят так похабно, поскольку до того, как стать рулем, они были частями бульбулятора - а консервной банкой они были еще до бульбулятора)

В нижней части колонки края "швеллера" заплющены до конца, так что ее можно согнуть, обвести вокруг стержня переменного резистора, пробить гвоздем, раззенковать и затянуть винтом M3 с гайкой.

В верхней части "колонки" вырезаено отверстие такого калибра, чтобы туда ввинтить переменный резистор "вправо-влево" (он большой и без задней крышки). Далее вокруг его оси обернута на 2 оборота жесть (та же полоска, длинной сантиметра 2-3, так что это уже и не полоска) - после чего ее свободный конец заплющен плоскогубцами и загнут - благодаря этому получается "сбегающаяся" трубочка, которая без люфта насаживается на ось - а в заплющенном конце пробивается дыра и винтом же это крепится к центру "планки" в которой тоже пробито отверстие.

Hа краю планки размещена кнопка (не помню, где я такую взял) - тоже вырезано отверстие и завинчено гайкой (картонный кружочек подложен, поскольку гайка до конца не прижимается).

Картон, который приаттачен к основанию - это "разъединительная колодка" для проводов - чтобы можно было подводимый кабель прикрепить с одной стороны и пяток проводков, идущих к резисторам и кнопке - с другой.

В качестве разъема для геймпорта можно использовать обрезанный выкидыш от 25-пинового COM-порта.
При пайке смотреть в оба - номера пинов обычно написаны мелкими буквами на самом разъеме.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не присоединяйте, например, кнопку к +5V вместо GND - вы получите как-минимум неслабые ИСКРЫ, из которых возгорится ПЛАМЯ!!!

Специальные драйвера не нужны. Досовые игрушки используют джойстики самостоятельно (правда с одной кнопкой это почти никуда не годится) - а в виндах это дело добавляется в панели инструментов в "игровые устройства"...

Играть по сравнению с клавиатурой гораздо интереснее - только НЕ ЗАБУДЬТЕ сначала это дело ОТКАЛИБРОВАТЬ. Калибровка нужна для того, чтобы виндовый драйвер запомнил, в каких пределах могут изменяться сопротивления, и какие значения соответствуют центральному положению. Процедура калибровки попросит вас выполнить такие странные действия:

Кстати, можно на втором шаге двигать руль не совсем до упора - тогда при использовании его по назначению вы иногда сможете делать более крутые виражи, чем это предусмотрено игрой.

Обратно, на страницу самоделок

Hosted by uCoz